Как правильно выбрать VR (гарнитуру)очки для игр

Какие VR-очки (гарнитуру) выбрать по себе? Ваш личный пропуск в виртуальные миры.

Виртуальная реальность на сегодняшний день, без преувеличения, одна из самых передовых технологий в области IT. Она ещё только открывает миру свои поражающие воображение возможности - однако уже успела найти широкое применение в таких сферах, как обучение, коммуникации и, конечно же, индустрии развлечений. Здесь перспективы, предлагаемые VR - поистине безграничны. Чего стоит возможность смотреть объёмные кинофильмы так, как будто бы вы являетесь очевидцем происходящих событий, посетить известнейшие музеи или туристические маршруты мира, не выходя из дому, увидеть воочию или даже подержать за руку друга с другого конца Земли, знакомого вам только по социальным сетям?!

Но главнейшей сферой применения VR в сфере развлечений являются, конечно же, игры, и в этом нет ничего удивительного. Ведь какой заядлый игроман не мечтал увидеть свой любимый виртуальный мир собственными глазами, самому оказаться главным его действующим лицом, взять бластер или меч в собственные руки и спасти мир не понарошку, а взаправду? А значит - не мудрено, что именно производители игр первыми оценили эффект погружения, предлагаемый технологиями виртуальной реальности, и принялись адаптировать или создавать новые игры для VR. Доступный выбор таких игр всего за пару лет с выхода VR-гарнитур на широкий потребительский рынок успел достичь сотен. Велик и выбор доступных на рынке VR-устройств, поэтому геймеру, впервые решившему купить "входной билет" в виртуальную реальность - трудно это сделать без совета со стороны.

Разновидности VR-гарнитур

Если говорить о разновидностях VR-гарнитур – то, в первую очередь, их можно типировать по размерам и форме на очки и шлемы. Очки - компактнее, удобнее и дешевле, однако не могут дать такого эффекта присутствия, как шлемы. Шлемы - могут дать вам опыт действительно глубокого погружения в виртуальный мир, однако они громоздкие, тяжёлые (что повышает требования к удобству конструкции - в противном случае она будет утомлять пользователя и даже может причинить травму) и стоят существенно дороже.

Ещё одним важным направлением классификации является разделение VR-гарнитур на предназначенные для использования со смартфонами, с ПК и консолями, и для автономной работы.

Дешёвые или дорогие?

Наиболее простые и дешёвые из числа первых - это картонные или пластиковые очки, в которые смартфон помещается на место экрана, распределяя изображение на два глаза. С помощью таких гаджетов можно смотреть трёхмерное видео и даже играть, сидя на стуле, в простые игры при наличии совместимого контроллера. Более дорогие модели обладают собственным экраном, а смартфон служит только в качестве процессора. Самые продвинутые из них оснащены геймпадами и контроллерами движения той или иной сложности, отслеживающими перемещение пользователя, что позволяет играть также и в игры, требующие подвижности (например, шутеры или файтинги). Этим же могут похвастаться и многие автономные гарнитуры, обладающие собственным процессором.
Однако подлинной элитой в мире VR-гаджетов являются гарнитуры, работающие в паре с мощными игровыми ПК или консолями. Только такие устройства обладают всеми элементами, необходимыми для того, чтобы предоставить игроку максимальный эффект присутствия: самое высокое качество изображения и звука, самые сложные датчики перемещения и геймпады, позволяющие взаимодействовать с объектами виртуального мира, как с реальными - касаться их, брать в руки, использовать по собственному усмотрению.

Характеристики и показатели VR-гарнитур, на которые важно обратить внимание при выборе

Для того, чтобы сделать правильный выбор VR-гарнитуры, которая бы отвечала всем Вашим запросом и не подвела в деле - необходимо хорошо изучить характеристики и показатели гаджетов VR, влияющие на их возможность эффективно выполнять свои задачи. Условно такие показатели можно разделить на:

  • те, что влияют на корректность Вашего взаимодействия с объектами виртуальной реальности;
  • влияющие на корректность отображения виртуального мира, который Вы воспринимаете своими органами чувств;
  • обеспечивающие физическое удобство при использовании и Вашу безопасность во время пребывания в VR;
  • отвечающие за совместимость VR-гарнитуры с различными типами устройств и ПО.

Беспроводные и автономные устройства обладают некоторыми дополнительными характеристиками, влияющими на их способность работать без физической связи с другим устройством.

Для вашего взаимодействия с виртуальной реальностью

Позиционный трекинг - так называется способность VR-устройства определять точное положение Вашего тела с тем, чтобы соотносить с ним объекты виртуального мира. Системы позиционного трекинга можно разделить на два больших типа: "снаружи внутрь" и "изнутри наружу". В первом случае на теле пользователя размещаются несколько датчиков (сенсоры движения, гироскопы, акселерометры), передающие процессору точные данные о расположении тела и отдельных его частей. Во втором случае используются одна или несколько камер либо лазерных систем слежения, которые располагаются напротив пользователя для отслеживания перемещения тела и отдельных точек-маркеров на нём. Первый способ позволяет добиться большей точности и обеспечить максимальный показатель сенсорного соответствия (об этом показателе мы расскажем ниже), второй - обойдётся пользователю дешевле, в то же время обеспечив приемлемую точность.

Устройства ввода VR-гарнитур различаются по сложности своей конструкции. В самых дешёвых моделях - очках для смартфона это может быть одна кнопка на поверхности корпуса или просто отверстие, чтобы доставать пальцем до дисплея. Больше удобства в пользовании гарнитурой может дать простой джойстик с одной кнопкой-рычажком, но такое устройство подойдёт лишь для самых простых игр. Чтобы играть в современные виртуальные шутеры, файтинги, симуляторы и гонки - вам потребуется сложный геймпад с несколькими кнопками, рычажками и сенсорами для обеих рук, а также возможность управлять некоторыми функциями путём поворота или наклона головы.

Для корректного отображения виртуальной реальности

Для того, чтобы оценить качество изображения объектов виртуального мира - в первую очередь стоит обратить внимание на привычные нам показатели дисплеев, диагональ экрана и максимальное разрешение изображения. Чем больше диагональ - тем крупнее будет картинка, чем выше максимальное разрешение - тем более отчётливой и насыщенной она будет. В современных моделях проводных VR-гарнитур диагональ экрана варьирует от 4,5 до 6 дюймов, максимальное разрешение достигает 4К для проводных устройств и 2560 x 1440 для беспроводных (это связано с ограниченным объёмом информации, который можно передавать по беспроводному каналу)
Специфические показатели графики VR-устройств - степень свободы и угол обзора.
Показатель степени свободы означает то, насколько вы можете обозреть виртуальный мир, вращая головой. Здесь у современных VR-гаджетов существует два стандарта: стандарт 3DoF позволяет крутить головой на 360 градусов, стандарт 6DoF добавляет к этому возможность поднять голову вверх и опустить вниз, а также сместиться в сторону.
Угол обзора означает, какой кусок виртуального мира вы можете охватить глазами, не вращая головы. В дешёвых моделях угол обзора начинается от 100 градусов, что создаёт эффект "тоннельного зрения", в самых продвинутых уже достигает 200, что почти соответствует естественному углу обзора человеческого глаза в 220 градусов.

Качество звука зависит от типа выходов, которыми оснащено устройство. Самые простые VR-гарнитуры обладают двумя встроенными динамиками, более продвинутые - встроенными наушниками, самые дорогие VR-шлемы имеют внутри до нескольких десятков динамиков с разных сторон, что создаёт эффект объёмного "живого" звука.

Для удобства и безопасности использования

Более крупные по размерам VR-гарнитуры не только обеспечивают лучшее качество изображения и звука, что было показано выше, но и меньше будут надавливать на виски, щёки и переносицу. Также их могут с удобством использовать люди, носящие очки (впрочем, люди с плохим зрением могут и обойтись без очков, если функционал устройства позволяет настроить фокус, о чём пойдёт речь ниже) С другой стороны - большие размеры означают и большой вес, что повышает требования к правильному расположению центра тяжести (который должен быть размещён таким образом, чтобы масса устройства не обременяла голову и шейные позвонки при долгом ношении) и удобству ремней и дужек для закрепления гарнитуры на голове. Дополнительным фактором удобства ношения является хорошо подобранная внутренняя подкладка - она должна быть достаточно толстой, чтобы защитить голову от давления и трения, для людей с чувствительной кожей - желательно мягкой и "дышащей". Нелишне будет подумать и о гигиене - при использовании подкладка загрязняется, поэтому лучше иметь возможность её снять и выстирать. Кроме того, съёмную подкладку можно легко заменить, когда она сотрётся.

Система вентиляции - очень важный показатель VR-гарнитур, ведь они имеют свойство нагреваться, как и все прочие электронные устройства, однако в отличие от других гаджетов - постоянно находятся на голове, что может привести к перегреву или даже ожогам. Особенно критично охлаждение для беспроводных и автономных устройств - при их работе сильный дополнительный нагрев даёт аккумулятор.
Простые и малогабаритные модели обычно охлаждаются воздухом через обычные вентиляционные отверстия, крупные и мощные оснащаются встроенными кулерами.
Провода гарнитуры и контроллеров всегда создают риск запутаться в них или зацепиться за предметы окружающей остановки, поэтому беспроводные VR-гарнитуры безопаснее, особенно в тесных помещениях. С другой стороны - проводные гарнитуры обладают лучшими показателями качества изображения и звука из-за ограниченной пропускной способности беспроводного канала.

Также за удобство отвечает и ряд показателей корректности отображения виртуального пространства.
Сенсорное соответствие - этот показатель означает, насколько точно данное устройство соотносит объекты виртуального мира и их перемещение с движениями пользователя. При низком уровне сенсорного соответствия Вам будет труднее корректно взаимодействовать с предметами виртуального окружения, а при длительном пользовании будет развиваться головокружение и тошнота. Кроме того, чем выше способность устройства точно отслеживать движения пользователя (от которой зависит сенсорное соответствие) - тем лучше работает система защита от удара о предметы реального пространства во время пребывания в пространстве виртуальном (VR-гаджеты, предусматривающие возможность двигаться - обычно оповещают о приближении к опасности изображением "сеточки", которую нельзя пересекать, или включением камеры, показывающей на экране Ваше положение в помещении)
Настройка фокуса - позволяет настроить изображение под себя людям с дефектами зрения, чтобы пользоваться VR-гарнитурой без очков и связанных с ними неудобств, а настройка межзрачкового расстояния - удобно использовать гарнитуру людям с различным расположением глаз на лице.

Совместимость и системные требования

Следует помнить, что большинство VR-гарнитур созданы под работу с конкретным типом устройств, с которыми они взаимодействуют наиболее корректно. Некоторые гарнитуры работают только с игровым ПК/консолями, некоторые - только со смартфонами. Существуют универсальные гарнитуры, способные работать с большим количеством различных устройств - смартфонов, консолей и ПК, - а есть очень требовательные, работающие корректно только с конкретным гаджетом конкретного производителя, все эти детали нужно уточнять перед покупкой.
Также нужно уточнять совместимость устройства с теми или иными операционными системами (это могут быть Windows, Linux, мобильные Android и iOS)
В любом случае - следует помнить, что отображение виртуальной реальности требует очень больших операционных ресурсов, поэтому VR-гарнитуры всегда требуют мощных игровых устройств с высокими показателями оперативной и графической памяти.

Дополнительные характеристики беспроводных и автономных устройств

Для беспроводных и автономных VR-гарнитур очень большую важность имеет показатель длительности работы от батареи, если Вы не хотите слишком часто прерываться для подзарядки. Некоторые устройства поддерживают возможность дозарядки во время использования, однако это обесценивает преимущества беспроводного гаджета.
Ещё один специфический показатель беспроводных устройств - объём внутренней памяти. Из-за ограничений в количестве информации, которую можно передать через радиоканал - беспроводные гарнитуры сохраняют часть контента внутри себя, и чем больше информации они могут хранить - тем лучшее качество воспроизведения предлагают. У современных беспроводных VR-гарнитур внутренняя память бывает от 16 до 32 гб.

Теперь, ознакомившись с основными характеристиками VR-гарнитур и показателями, на которые следует обратить внимание при выборе - Вы можете быть куда смелее, принимая решение о покупке. Ведь теперь, чтобы не ошибиться - Вам достаточно соотнести возможности каждого конкретного гаджета из предлагаемых на выбор со своими потребностями и ограничениями, налагаемыми бюджетом покупки.
Например, если Вы хотите смотреть простое трёхмерное видео и стеснены в средствах - Вам будет достаточно простенькой гарнитуры-очков для смартфона наподобие HIPER VRX стоимостью в районе 1500 р.
Если есть желание добавить к предыдущему такие опции, как удобство серфинга по меню и возможность играть в простые игры, и Вы согласны потратиться немного больше - к Вашим услугам более сложные гарнитуры для смартфона с простеньким джойстиком и устройствами для отслеживания перемещений - такие, как Samsung Gear VR по цене 7500 р, обладающая собственным экраном, или Xiaomi Mi VR 2 за 3500 р, по-прежнему использующая экран смартфона. В несколько более высоком ценовом сегменте - Вашим потребностям будут отвечать удобные автономные гарнитуры, работающие без подключения к внешнему устройству - вроде Oculus Go за 24 тыс р.
Ну а если в Ваши намерения входит играть в продвинутые современные VR-игры - здесь Вам придётся раскошелиться на топовую гарнитуру, обладающую высоким качеством воспроизведения изображения и звука, сложным геймпадом для обеих рук и многочисленными системами отслеживания перемещений, обеспечивающими не только корректное взаимодействие с объектами виртуального мира, но и безопасность от удара об окружающие предметы при движении - к таким относятся, например, HTC Vive за 50 тыс р, Samsung HMD Odyssey за 45 тыс р или Oculus Rift за 40 тыс р. Впрочем, и здесь можно немного сэкономить- такую возможность предлагают, например, Lenovo Explorer Windows Mixed Reality Headset за 32 тыс р или Sony PlayStation VR (разработанная специально под консоль PS4) за 21 тыс р. Правда, за экономию придётся заплатить несколько более низким максимальным разрешением - однако разница в качестве изображения неискушённому пользователю почти незаметна.

 

 

Комментарии ()

    264